Авторская рама в стиле ренессанс
и живопись

октябрь 2022 — май 2023

В начале октября 2022-го затеял вроде как простую рамку. Запилил ласточкины хвосты, ничего не предвещало 8-месячной работы..





Придумал, как с пользой перевести накопившиеся сосновые обрезки — наточил балясинок и колонн.







Арочные пролеты сделал из брусочка липы.



С Арсением Сергеевичем вчера весь вечер слушали лютни и теорбы, барочные гитары... хотя и наша лютневая гитара тоже хороша! Досмотрелись до того, что сильно загорелся барочную гитару сделать, поставил себе на заметку, а пока пилю арки.









Собрал внутренний квадрат, и тут начали появляться первые вопросы — «а что далее?»
И если первый этап был отностиельно простым и понятным — рассчитать всевозможные отступы и сочленения, то второй этап просто огорошил. И начались долги зарисовки и накидывания «кубиков». Кстати, открыл в этом отличный сопосб вчерне прикинуть архитектонику — набросал брусков и разных деталей, что попались под руку, отошел на три метра и смотришь, прищурившись, как де оно смотрится, вызываются ли ощущения гармонии форм.









Таким образом появилисьбоковые массивные элементы с полуколоннами, выступающие пояса и утопленные области на плоскостях. Казалось бы, достаточно простые формы, но иной раз ловил себя на том, что сижу и с полчаса или час, как под гипнозом, смотрю в свое творение, пытаясь разобраться — то или не то, как это привязать к этому, какие отступы правильнее оставить здесь.
— Папа, иди уже мясо готовить, я голодная!
(Александра Сергевна выводит папу из затупления)))



Между архитектурно-мозговым штурмом рисую, вот, нарисовал портрет друга, Сазонова Стаса Викторыча, главного кудесника московского Музея Морского Флота.



Верхние и нижние плоскости выполнены из дуба, чтобы защитить от возможных ударов углы и ребра   мягкой хвойной древесины.



Всё-таки довольно удобную штуку сделал, особенно удобно для строгания тонких небольших деталей. Например, небольшие дубовые планки, даже не знаю как бы еще боролся с удалением следов чернового распила и подгонки под нужную толщину. На щите жестко закреплена рамка из 6 мм фанерных ламелей. Прижимная ламель подвижна, фиксируется в распор, путем наклейки на торец скотча, зажим детали происходит мгновенно и просто. если деталь тоньше 6 мм, как в моем случае, то под нее подкладываются 3 мм фанерные чипсики. Таким образом отстрогал уже много тонких деталей.



И только кошка гуляет сама по себе.. (вылепленный летом сфинкс разгуливает в свое удовольствие).



Удивительный эффект в фотошопе заметил — арки увеличенные во весь экран дают реалистичное представление, как будто это настоящие окна, а ты смотришь из них на улицу!



Лист за листом покрываются набросками, навершие, основание, отдельные детали... Становится очевидно, что я вляпался крепко и надолго. Абы как не хочется делать, повторять кого-то тоже не хочется, надо что-то оригинальное, но что? Муки творчества как они есть!





Вот и начал пригождаться дубочек, заготовленный года два назад при санитарных рубках. Нашинковал, выточил первую пробную гирьку на раму.







В Новый год мне Дедушка Мороз подарил отличный токарный патрон с тремя комплектами кулачков!



Медленно прихожу к еще одной захватывающей мысли, что мне нужны фигуры львов, а т.е. надо лепить и даже не думать о том, как я их буду резать. Львов? Двух? Зеркальных? Пока я это совершенно не представляю. Леплю, изучаю скульптуры, пытаюсь понять форму, какая же мне нужна.





Как мне показалось, весьма уданая находка — поза льва, который как бы завалился на одну ногу, по крайней мере, это нетипичная скульптурная поза, не видел таких. При этом формы попы льва очень гармонично выглядят, фигура приобретает не такую статичную и классическую позу.



Оценивю силуэт, в целом примерно оно. Вот теперь доволен массами и силуэтом. Скорректировал предыдущего лёву. Скоро попробую вырезать одного. Кто понил жизть, то никуда не спешит.





Нагромождение в квартале Сашиных домиков.



Родился крошечный эскиз (слева сверху), который лег в основу главной идеи. Именно от него уже далее шло архитектурное развитие. Было много разветвлений по всем деталям, но это даже полезно — материала на будуие проекты хот отбавляй!



Прикидка верхнего элемента с чашей. Кстати, это чаша сиволизирует источник Гармонии.



Люблю такое ) Короче, углубленно погрузился в алтарные конструкции ренессансной эпохи, читаю комментарии к изображениям, хлеб, вино, святые и так далее. Тут вдруг притормаживаю, глядя на откушенную баранку в левой руке и соотнося это с тем, что буквально две минуты назад выпил стаканчик саперави квеври. Дале баранку доедал с каким-то особым чувством.



Наступил февраль, начал резать. Первый котятко приобретает форму понемногу. Много чего не так, но идущий да осилит. «День у папы выходной».



















Приступаю ко второму.





Скоро весна, котики повсюду. Отдыхают.







Сравниваю по основаниям, вроде вполне попадаю.





Часто отсылаю этапы работ моему другу, резчику Сергею Пивикову, бывает, здорово его нагружу своими сомнениями — вот это не нравится, а вот то не получается... Огромное спасибо тебе, Серёга — всегда меня ободришь и не дашь снизить напор.













Почти три часа измерений и раздумий, но как же прекрасно, чёрт побери, не накосячить и разметить предварительными мини-шкантами точное положение элементов навершия рамы (львы должны быть съемными, по крайней мере, на весь этап отделки).



Наконец-то, еще одна задача снята.





Доточил последнюю гирьку... и аж стало жалко, как представл покрыть краской такую природную красоту!
На окончаниях гирек проявились красивые цветы в пятиугольнике!



Подготовил основание, скоро все будет собраное воедино!







Сборка на сухую!



Приступаю к окрашиванию и нанесению росписей, тоже еще та задача!





«Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, все травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы.
Одно — как желтый огнегривый лев.. »

Вот тут поправочка... два желтых огнегривых льва!



На синем бархатном фоне.



Ваш покорный.



На красном фоне.



Очередной «головняк» — а что с декором? В золоте, конечно, хорошо, но пазухи так и просят росписи.



Изрисовываю еще кучу листов с набросками орнаментов.















Медленно и неудержимо подбираюсь к самому непонятному — а что внутри??? Нет, оно как бы понятно было изначально, что трехфигурная композиция, Мадонна с младенцем, что-то такое... Но какое???
И снова эскизы.









Уцепился за идею, как ангел (или не ангел?) с погремушкой в руке дает первые знания малышу.
Впрочем пока больше ничего не пишу. Эскизы порядком выматывают.





Так совпало, что сама рама практически была готова за день до начала ежегодного столярного фестиваля в Сокольниках. Прекрасное совпадение было в том, что на фестивале был объявлен конкурс атворскиой рамы, и конечно же, рама со львами сразу туда отправилась!





С амой не выиграл, но и не рассчитывал на самом деле, главное же — весело поучаствовали все, работы были очень хорошие и разнообразные!



19 мая в гости приехал Владимир Александрович Нестеров, замечательный резчик, интереснейший человек (и, разумеется, водник! этому я уже совсем не удивился в свое время). Для меня этот человек — Учитель, учитель очень важного в жизни — понимания своего пути и своих возможностей. Благодарен, что в жизни случается встретить таких людей, жить в одно время, слушать и перенимать опыт, что-то обсуждать, потягивая чай на кухне. Как 10 лет назад, благодаря Алексею Кашину и Сергею Пивикову, в мою жизнь пришла резьба и сильнейшее желание разбираться в искусстве на совсем ином уровне. Владимир Александрович же самым гармоничным образом пополнил источник моего вдохновения — своей мудростью и искренностью прежде всего. Спасибо!



Ну, что же, эскизы надо продолжать. Начал очередной, гуашью. Добавил тяжелых бордовых штор по бокам, это дало мне искомый колорит красно-желто-синий, который так богато начинает сочетаться с золотом.







Вот все эскизы и технические зарисовки.





Мадонна постепенно приобретала все более нежные черты.







Завершил эскиз в гуаши и вставил, пусть пока так висит, окончательный вариант темперой или маслом будет потом (впрочем, чем и гуашь как вариант). Планируется минимум два сюжета — один в канве этого эскиза и один в повтор одного из мастеров Ренессанса. Никуда не торопяся, сам с собою ренессяся...
Но в темпере или масле буду делать позже, как отойду. Сил работа забрала за 8 месяцев довольно много, причем из разных областей. Это, безусловно, здорово, получить такой разнообразный комплексный опыт. 









Заканчиваю этот материал в ночь на 29 мая, мой 44-й День рождения.
На душе очень приятно, ура!

В один из вечеров золотое закатное солнце залило светом раму, вот такой эффект случился!












2022–2023   © Сергей Пронин   |  www.prodesign.ru   |   prodesignstudio@yandex.ru