Сергей Пронин

Так не бывает. Бывает!

 

Я видел облако, отрезанное ровно по вертикали, словно ножом или неумелыми руками начинающего фотошопщика. Видел снег на ветках дерева в виде спиральной гирлянды, думая: «надо же — бумажную ленту, что-ли, кто-то намотал?». Глянул вокруг — вот это да! — а этих гирлянд  вокруг полно! Видел многометровую тень от петли гаражной двери при заходящем солнце. Множество всего такого, что изобрази вы эту реальность в рисунке или фильме, большинство зрителей упрекнуло бы вас в излишней фантазии, неумелоcти или незнании очевидного. Однако всему (непонятному с первого взгляда) могут найтись свои естесственные причины. Однажды наблюдал, как дым из двух рядом стоящих труб шел в разные стороны, а спустя месяц, читая чапековский сборник рассказов, набрел на рассказ «Дым».



Отношение к существованию чего-то необычного, как и понимание случайности в авторском творчестве, для любого человека — очень интересная вещь. Мы имеем это понимание правильной случайности исключительно в собственном представлении. Даже учитывая, что правильная случайность — это случайность, отрицающая правила. Заставьте десятка два-три человек изобразить звезды на небе, и каждый из них будет руководствоваться какими-то своими мыслями, расставляя точки на листе бумаги. Мы решаем сами, как может расположиться каждая птица в стае, или каждый человек в толпе. Мы знаем, что совершенно случайно в автомобильном потоке могут ехать рядом три одинаковые по модели и цвету машины, что два листа с ветки могут упасть друг на дружку. Что три звезды могут лежать на прямой линии. И что всегда найдется такое явление, когда кто-то скажет — так не бывает. Бывает. И поскольку это бывает, мы имеем право так сделать в своих работах. В то же время — любопытно, что при изображении звездного неба мало найдется людей, повторяющих точки из реальной астрологической карты, по памяти, но много таких, чьи работы будут выглядеть искусственно, «не как настоящие». Скопления звезд будут иметь вид квадратов, или точки будут слишком равномерно распределены. И тогда мы скажем: «так не бывает». И будем правы. Вот здесь и состоит ценность (для нашего творчества) правильного понимания случайности, в определении (для себя же) этих размытых границ «бывает / не бывает», в постоянном первооткрывании всего того, чего, казалось бы, не бывает. И того, чего не бывает в действительности.

 

©   Сергей Пронин, 2010  |  www.prodesign.ru  sergey (@) prodesign.ru